|
Украина
Винницкий туристско-спортивный союз
Отчет
О водном (катамараны) туристском спортивном походе пятой категории сложности в районе Кольского п-ва Мурманской обл. Россия.
Сплав по р. Титовка и р. Западная Лица, совершенном
с 25 июля по 15 августа 2009 г.
Маршрутная книжка № 1
Руководитель группы Марковский Анатолий Феликсович
Адрес руководителя: г. Винница, ул. Стельмаха, 12а/72
тел. моб. 80679178354, раб. 46-49-21
Центральная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю ___ категории сложности.
Отчет использовать в _________ библиотеке.
Штамп ЦМКК
Содержание.
Содержание.
Раздел 1 «Справочные сведения о путешествии».
Раздел 2 «Сведения о районе путешествия».
Раздел 3 «Организация путешествия».
Раздел 4 «График движения, лоция и основные препятствия маршрута, техническое описание маршрута, в том числе фотографии, схемы порогов».
раздел 5 «Итоги похода, выводы, рекомендации».
Раздел 6 «Приложения».
Глава 1 «Перечень личного и группового снаряжения, состав ремнабора и медаптечки, оценка пригодности и рекомендации по использованию».
Глава 2 «Питание».
Глава 3 «Весовые характеристики груза».
Глава 4 «Смета расходов на поход».
Глава 5 «Письма, разрешения, заявки и т.д.».
Глава 6 «Картографический материал» в к-ве:
- карта подъезда внутреннего перемещения и отъезда – 1;
- карта нитки маршрута с обозначением порогов и мест стоянок – 4;
- диск – 1.
Глава 7 «Список литературы».
Раздел 1
Справочные сведения о спортивном туристском походе
Поход организован Винницким туристско-спортивным союзом.
Нитка маршрута
г. Винница – г. Киев – поезд
г. Киев – г. Мурманск – поезд
г. Мурманск – р. Титовка (ж/д мост) – ГАЗ-66
Сплав по р. Титовка до моста (КПП пограничников)
Переезд на р. Западная Лица - ГАЗ-66
Сплав по р. Западная Лица до моста на трассе Заозерск-Печенга
Отъезд в г. Мурманск – ГАЗ-66
г. Мурманск – г. Киев – поезд
г. Киев – г. Винница - поезд
Продолжительность: с 25 июля по 15 августа 2009 г.
Протяженность:
Сплав по р. Титовка – 103 км
Сплав по р. Западная Лица – 94 км
Всего: 197 км
Активная часть маршрута – 13 дней.
Категория сложности – пятая.
Количество человек в группе – 8.
Средство сплава: катамараны – 2 шт.
Район путешествия: Мурманская обл.
Массив похода Кольский п-ов. Заполярье.
Заявочные материалы на поход рассмотрены центральной маршрутно-квалификационной комиссией 20.06.2009года.
Шифр 100-00-66666555.
г.Киев.
Поход был заявлен на участие в чемпионате Украины по спортивному туризму 2009 года.
Пути подъезда.
На р. Титовка можно добраться по железной дороге поездом Мурманск – Никель. Из Мурманска он отправляется ежедневно в 15-00. билеты нужно брать до ст. Титовка, а выгружаться перед мостом на р. Титовка, предварительно договорившись с машинистом. Этот поезд пересекает все интересные для туристов реки – Уру, Западную Лицу, Титовку.
На р. Титовка можно добраться также по трассе Мурманск-Печенга через КПП пограничников, но для этого необходимо оформить пропуска в погран.зону.
Можно попасть на р. Титовка сверху, доехав до р. Печенга на трассе Мурманск-Приречный-Печенга. Сплавиться по р. Печенга, в ближайшем месте перейти на р. Валасйоки и таким образом начать сплав по р. Валасйоки – р. Титовка.
Мы воспользовались четвертым вариантом: наняли ГАЗ-66 и забросились на р. Титовка. Вначале по трассе (90 км) до уреза 159, а затем по лесной дороге 55 км, пересекая р. Западная Лица урез 190.
На р. Западная Лица можно добраться тем же поездом Мурманск-Никель, предварительно договорившись с машинистом поезда и выгрузиться перед мостом.
Можно также заброситься на Зап.Лицу совершив пеший переход 30 км, от 110 км автотрассы Мурманск-Приречный. Мы забрасывались на Зап.Лицу автомашиной ГАЗ-66 от КПП на р. Титовка – до уреза 159, а затем по грунтовке по знакомой дороге до оз. Ножьявр.
Пути отъезда.
По окончанию маршрута в г. Мурманск можно добраться любой автомашиной, предварительно договорившись с водителем, или путем голосования. Мы заранее обо всем договорились и ГАЗ-66 был у нас постоянно под контролем.
Участники похода
№ п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Место работы, № телефона |
Домашний адрес |
Туристский опыт |
1 катамаран |
|||||
1 |
Марковский Анатолий Феликсович |
13.04.54 |
ТОВ НВП «Аргон» ст.инспектор 46-49-21, 80679178354 |
Винница, ул. Стельмаха, 12а/72 |
Чая – 5 к.с. – р Ток – 5 к.с. – р Улуг-0 5 к.с. – р Хайверга – 5к.с.р |
2 |
Иванова Мария Павловна |
13.10.57 |
Турклуб «Меркурий»экономист 52-01-59 |
Винница, пер. К.Маркса, 23/71 |
Прут – з к.с. – у Охта – 3 к.с. – у Чирка-Кемь 4 к.с. – у |
3 |
Криворучко Егор Борисович |
27.03.76 |
«Спартак тренер по гребле |
Винница, ул. Свердлова, 127/4 |
Кутсайоки–3к.с.-у Прут – 3 к.с. – у Чирка-Кемь 4 к.с. – у |
4 |
Грачев Андрей Сергеевич |
04.05.83 |
Министерство экологии ГОСЭКО 80503818398 |
Винница, ул. Ленинградс-кая, 83/57 |
Прут – 3 к.с. – у Ч.Черемош –3к.с.-у Чая – 4 к.с. - у |
2 катамаран |
|||||
5 |
Червонецкий Валерий Павлович |
31.07.52 |
Частный предприни-матель 8067280537 |
Винница, ул. Зодчих, 14/32 |
Чаткал – 5к.с. – у Чилик-Чарын-5к.с.-у Хайверга – 5к.с.-у |
6 |
Таран Владимир Степанович |
02.10.58 |
Частный предприниматель 35-81-55 |
Винница, ул. Малиновс-кого,22 |
Прут – 3 к.с. – у Чая – 4 к.с. – у Хайверга– 5 к.с. - у |
7 |
Ружич Николай Павлович |
18.08.54 |
Врач 3 гор. больницы |
Винница, ул. Фрунзе, 38/22 |
Охта – 3 к.с. – у Прут – 3 к.с. – у Ч.Черемош-3к.с.-у Чая – 4 к.с. – у |
8 |
Карпов Валентин Александро-вич |
17.01.58 |
Частный предприниматель 26-82-26 |
Винница, ул. Красноар-мейская, 14/103 |
Охта – 3к.с. – у Кутсайоки -3к.с.-у Ч.черемош-3к.с.-у Чая – 4 к.с. - у |
Раздел 2
Сведения о районе путешествия
Маршрут спортивного похода проложен в Мурманской области, на Кольском полуострове, за Полярным кругом. Ее территория в 144,9 тыс. квадратным километров, с населением 1118 тыс. человек. Омывается водами Баренцева и Белого морей. Административно-экономический центр области – Мурманск, незамерзающий порт с населением 430 тыс. человек. В городе три театра, краеведческий и военно-исторический музеи. Здесь начало Северного морского пути, база рыболовного флота. В 1985 году городу присвоено звание города-героя за мужество защитников и жителей города во время Великой отечественной войны.
Город Мурманск как военно-морская база создавался по решению Николая Второго после поражения в войне с Японией в 1905 году. Назывался он тогда Романов на Мурмане. В 1916 году сюда провели железную дорогу. Город вошел в историю Гражданской и Великой Отечественной войны. В скверах и на улицах города много памятников морякам, исследователям Арктики, защитникам города. В хорошую погоду поблуждать по улочкам города, походить по супермаркетам, которых в городе очень много, один только «Окей» с пятьюдесятью кассами чего стоит.
Крупнейшие реки полуострова Кола (она дала название полуострову) и Тулома. В западной части полуострова возвышается горный массив Хибины (до 1191 м) и Ловозерские тундры (до 1120 м). богатство здешних недр – залежи апатито-нефелиновых руд. Природно-климатические факторы обусловлены воздействием Северного Ледовитого океана и Гольфстрима. Два этих фактора позволили называть этот регион «кухней погоды» европейской части России. Обильные снегопады (свыше 2-х метров снега), сменяются затяжными оттепелями или суровыми морозами до 40-50 градусов.
Заполярный феномен, полярный день и полярная ночь, обуславливают особенность флоры и фауны этого региона – тундра в северной части полуострова, лесотундра и горная тайга на юге. Весной сюда устремляются несметные стаи перелетных птиц, а в реки на нерест заходит рыба из Атлантики и Белого моря. В Баренцевом море ведется традиционный лов сельди и трески, палтуса, зубатки и других ценных пород. Кольский лосось признан в мире реликтом доледникового периода и высоко ценится спортсменами-рыболовами. Именно поэтому здесь создана и эффективно действует рыбоохрана, строго пресекается браконьерство. Туристы и местные рыболовы могут приобрести лицензию на вызов ценных пород рыб на основе установленных квот для каждой реки.
На полуострове образовалась разветвленная сеть озер, проток, ручьев и притоков в бассейнах рек Колы и Туломы. Речные долины носят в верховьях следы воздействия ледникового оледенения. При прорыве из одной озерной системы в другую в протоках образуются перекаты, шиверы и пороги высшей категории сложности. Некогда популярным маршрутам на Кольском полуострове (Варзуга, Поной, Умба, Стрельна, Иоканьга) теперь составляют конкуренцию реки Ура, Аким, Печа, Титовка, Западная Лица. Реки, впадающие в Баренцево море, на последних десятках километров имеют крутые падения до 50 м/км, образуя каскады водопадов и мощных порогов в теснине каньонов. Ныне на виду и на слуху частичные первопрохождения этих рек на каяках и катамаранах. Туристы-спортсмены могут сказать свое слово в совершенствовании техники водного туризма (преодоление водопадов и водоскатов до 8 м, сложных каньонов), в стратегии и тактике при планировании оригинальных маршрутов в условиях Заполярья (неустойчивая погода, тундра), технической и физической подготовке. Реки Титовка и Западная Лица, предоставляющие интерес для водного туризма, устремлены на север в почти параллельных долинах. Автотрасса Мурманск – Печенга и Заозерск – Печенга пересекает их перед заключительными участками с максимальным рас ходом и уклоном перед впадением в Баренцево море. Здесь сосредоточены самые мощные и красивые пороги. Первопроходцы начали с исследования приустьевых участков рек с минимумом проблем с заброской на маршрут. Эти реки – находка для слаломистов и сторонников туристского многоборья. Развитая сеть дорог вдоль этих рек позволяет совершать многократное прохождение порогов, имея оборудованный базовый лагерь и автотранспорт.
Раздел 3
Организация туристско-спортивного похода
Исследование северо-западной части Кольского полуострова ведется нами уже второй год. В прошлом году винницкие туристы прошли р. Аким + Верхнетуломское водохранилище и много получили информации от местных жителей о новых маршрутах этого региона, в частности о реках Западная Лица и Титовка.
Ознакомившись в Интернете с отчетами, мы решили заявлять Западную Лицу. Маршрут был запланирован с пешим подходом и это немного пугало будущих участников похода. Ведь 30 км с грузом по тайге и заболоченных местах не каждому под силу. Основной костяк группы был сформирован, но одного (восьмого) участника пришлось искать. Мы планировали заброситься в верховье Западной Лицы, чтобы получить полное представление о характере реки. Когда группа из 8 человек была сформирована, мы подали заявку в ЦМКК на маршрут пятой категории сложности. Группа автотранспортом должна была заброситься на 110 км автотрассы Мурманск – Приречный. А затем совершить волок в верховье Западной Лицы и сплавиться до моста на автотрассе Заозерск – Печенга, а далее автомашиной в Мурманск. Билеты на поезд Киев – Мурманск мы приобрели заранее, туда и обратно, так что проблем с отъездом не было, из Мурманска на 110 км было все договорено, но оставалось решить еще несколько организационных вопросов, которые в последствии сыграли важную роль.
Мы заранее послали заявку в аварийно-спасательную службу, чтобы получить разъяснение по данному маршруту, предварительно поговорив по телефону. 27.05 получили предварительное разъяснение по данному маршруту. В разговоре по мобильному телефону с заместителем начальника аварийно-спасательной службы Ломанчуком Владимиром Леонидовичем мы узнали, что разрешение на сплав необходимо получить в «Мурманрыбводе», начальник управления Прищепа Борис Федорович. Тел. 45-69-69, 45-13-97, ул. Коминтерна, 7. позвонили в «Мурманрыбвод», оттуда нам сообщили, что Западной Лицей уже занимается компания ООО «Кольский Путешественник», ул. Челюскинцев, 30а, тел. 42-12-28, директор Сондар Евгений Николаевич. В телефонном разговоре нам сказали, что нужна предварительная заявка, а по приезду в г. Мурманск лично явиться и получить разрешение на сплав. Заявки были сразу отправлены, как в Аварийную службу, так и в «Кольские путешествия». Неделей раньше мы решили дозаявить запасной вариант маршрута. Дело в том, что в общении по телефону с работниками Аварийно-спасательной службы, нас заверяли в один голос, что в верховьях р. Западная Лица нет воды и на четырехместных катамаранах нам не пройти. Мы их послушали, за что им очень благодарны, в последствии. В дозаявку была включена р. Титовка, сплав от ж/д моста до КПП пограничников на автотрассе Мурманск – Печенга.
Дней за десять до выезда получили информацию о том, что в районе нашего путешествия идут сильные дожди и уровень воды может быть высоким. Мы разрабатываем еще один запасной маршрут.
Обрадовавшись, что в р. Западная Лица вода будет высокой, мы сможем ее быстро пройти и поэтому включили еще и р. Титовка. Пройдя р. Западная Лица до моста на автотрассе Заозерск – Печенга, мы планировали переехать на р. Титовка, оз. Лайа и сплавиться до КПП пограничников. Дозаявку отправили в ЦМКК.
Параллельно связались по телефону с ФСБ России по Мурманской области (тел. 48-76-26), объяснили, что заканчиваем сплав по р. Титовка перед мостом, где находится КПП пограничников. Нам дали устное разъяснение по данному вопросу. Мы должны предъявить паспорта для контроля и иметь с собой список группы с указанием паспортных данных.
По приезду в Мурманск мы сразу же отправились в Аварийно-спасательную службу, там нас уже ждали. Не суждено было сбыться нашему запланированному маршруту, все утверждали, что воды в верховьях Западной Лицы нет, дожди не помогли.
Изменения маршрута пришлось планировать, проконсультировавшись с работниками МЧС.
Так как в наше распоряжение обещали ГАЗ-66 спасатели предложили начать маршрут с Титовки и затем переехать на Западную Лицу. Посоветовавшись с группой, руководитель принял решение забрасываться на Титовку. Об изменении маршрута сразу сообщили председателю Винницкого ОМКК Самелюку по телефону. Маршрут был спланирован по кольцевой схеме и зарегистрирован в аварийно-спасательной службе, а также в Компании ООО»Кольские Путешествия», которая дает разрешение на проведение сплавов по р. Западная Лица и выдает лицензии на ловлю семги.
Аварийные выходы с Титовки и Западной Лицы возможны либо к железной дороге, либо к трассе Мурманск – Печенга и Заозерск – Печенга, а также по мобильному телефону (где имеется связь) вызвать транспорт.
Благодаря хорошей подготовке и организации похода мы прошли все пороги на двух реках, а также открыли новый маршрут для заброски на Титовку и Западную Лицу.
Картографический материал взяли с интернета. За основу принята карта мурманской области. Информацию о маршруте черпали из отчета о водном походе 5 к.сл. 2003г. по рекам Титовка и Западная Лица. Руководитель Сапожников А.П. г. Дубна.
Название порогам дали супруги Виноградовы г Москва, которые прошли этот маршрут в 1999 году.
Нумерация и названия падунов на Западной Лице идет снизу вверх, видимо тот, кто давал названия этим порогам, исследовал реку снизу, может быть заходил с моря. Информации о прохождении участка на р. Западная Лица от Третьего Падуна до устья у нас не было. Мы этот участок проходили как первопроходцы.
Раздел 4
График движения, лоция и основные препятствия маршрута. Техническое описание маршрута.
День пути |
Дата |
Участок маршрута |
Расстояние |
Ходовое время |
Характер пути |
Метеоусловия |
28.07 |
г.Мурманск |
|
|
|
Прохладно + 14 – 16 пасмурно |
|
29.07 |
г. Мурманск – р. Титовка ж/д мост |
145км ГАЗ-66 |
6,5 ч |
55 км по грунтовке, буреломы, камни, броды |
Пасмурно местами дождь |
|
30.07 |
Подготовка к сплаву. Радиальный выход в верховья р. Титовка |
16км пешком |
|
|
Пасмурно + 16 |
|
31.07 |
ж/д – оз. Лайа |
20км сплав |
8 ч с перекусом |
Ширина 30-40м течение слабое, дно каменистое или песчаное мелкие перекаты |
Пасмурно + 16 |
|
01.08 |
Оз. Лайа – перед шиверами |
18км сплав |
9 ч с перекусом |
Шивера «Островная» 3 к.сл. нагромождение камней проводки судовн |
Туман моросит дождь + 14 |
|
02.08 |
От шивер – оз. Титовское – перед порогом Эдик |
16 км сплав |
8,5 ч с перекусом |
Мощные шиверы 3-4 к.сл. линию движения сложно запомнить требуется хороший слалом |
Небольшая облачность тепло +18-20 |
|
03.08 |
Прохожде-ние порога «Эдик». Радиальный выход к трассе по грунтовке |
300 м сплав 10 км пешком |
7 ч |
Порог Эдик 4+к.сл. Радиальный выход для озна-комления с Прорывом и выходом с маршрута
|
Солнце + 20 |
|
04.08 |
Порог Эдик – прохожде-ние и обнос Прорыва – прохожде-ние порога Подушка. Радиальный выход к зимовью |
3 км сплав 12км пешком |
10 ч |
Водопад Прорыв н/к. Порог Подушка 4-5 к.сл. пенные бочки мощные сливы |
Небольшая облачность + 18 |
|
05.08 |
Порог Подушка – КПП погранични-ков – отъезд на реку Западная Лица
|
8км сплав 65км ГАЗ-66 |
2 ч 2,5 ч |
Русло шириной до 100м мелкие шиверы, перекаты. Проводки |
Солнечно + 18-20 |
|
06.08 |
Западная Лица – брод перед порогом «Кюри». Подготовка к сплаву. Радиальный выход. Разведка канала
|
13км пешком |
5 ч |
Грунтовая дорога тропа вдоль канала |
До обеда пасмурно после обеда солнце +18-20 |
|
07.08 |
Порог Кюри – Чертов Перевал. Радиальный выход на Чертов Перевал к братским могилам |
12км сплав 10км пешком |
3,5 ч 6,5 ч |
Порог 4 к.с. шиверы 3 к.с. длинное озеро со встречным ветром мелкие перекаты в широком русле |
Утром пасмурно +16-18 после обеда облачность |
|
08.08 |
Чертов Перевал – 5 Падун Перед Падуном Радиальный выход к гор. Кат выс 309 м |
12км сплав 16км пешком |
2 ч 5,5 ч |
Широкое русло мелкие шиверы, перекаты. Делали проводки. Осмотр порога 5 Падун |
Днем солнечно вечером гроза |
|
09.08 |
Прохожде-ние Пятого Падуна – Четвертый Падун перед порогом |
400 м 8км сплав |
8 ч с перекусом |
Обнос груза. Порог 5 Падун 5-6к.с. пенные бочки, водопады, косые валы, сливы, прижимы |
Небольшая облачность + 18 |
|
10.08 |
Четвертый Падун – Второй Падун перед порогом Радиальный выход на г.238 |
6км сплав 14км пешком |
4,5 ч 5 ч |
Прохождение Четвертого и Третьего Падунов. Кат.сл.4+, мощные сливы, водопады и водоскаты. Обнос груза
|
Утром пасмурно +16-18 днем небольшая облачность |
|
11.08 |
Второй Падун – мост на автостраде Заозерск-Печенга |
7км сплав |
9 ч с перекусом |
Обнос груза. Прохождение Второго и Первого, он же Заборный, Падунов. Сливы, пенные бочки водопады косые валы Второй 4 к.с. Заборный 5 к.с.
|
Пасмурно днем небольшая облачность +18 вечером и ночью дождь +14-16 |
|
12.08 |
Отъезд в г. Мурманск – отъезд в г. Киев |
ГАЗ-66 поезд |
2 ч |
Хорошая асфальтная дорога |
Целый день дождь холодно +14 |
Раздел 4.1.
Основные препятствия на р. Титовка
Вид препятствия |
Кате-гория труд-ности |
Длина препятствия (м) |
Характеристика препятствия (ориентиры, характер, наименование и т.п.) |
Путь осмотра, обноса, страховки, кино-фото съемки |
Каскад из четырех шивер. Шивера Островная |
3+ |
2,5 км |
Начинается через 2 км после выхода с оз. Лайа. Русло шириной до 30 м, нагромождения камней в русле. Необходимо выделить шиверу в левом русле острова. Шивера Островная начинается движением русла до 10-15м. Остров делит реку на 2 протоки: правая мелкая, основной поток уходит к левому берегу. Перед островом на правом берегу огромные рыжые скалы. Пенные бочки, косые сливы в русле. В левой протоке камни высотой до 2-х метров. За шиверой Островной река разливается до 100 м. Шиверы становятся труднопроходимыми из-за малой воды, тем более с грузом. |
Разведка по правому берегу.При прохож-дении шиверы со страховкой , фото с берега на осрове. Обнос при малой воде по правому берегу. Прошли два экипажа. |
Каскад из пяти шивер |
3-4 |
4 км |
Начинается через семь километров плеса по широкой речке, переходящей в озеро без названия. Ширина русла – 30 метров. Участок с крутым падением. Нагромождение надводных и обливных камней образуют множество сливов и пенных бочек. Заслуживает внимания первая шивера, самая мощная и опасная, с большим уклоном и множеством крупных камней в русле. Сложный заход и маневр. |
Разведка, обнос, страховка и фото-кино съемка по левому берегу. Страховку с берега организовать в наиболее опасном месте при прохождении первой шиверы. Остальные проходятся со взаимостраховкой, при сплаве. Береговая страховка на таких шиверах не эффективна. Прошли два экипажа. |
Порог Эдик |
4+ |
300 |
Порог Эдик начинается при выходе с озера Титовское. Длинный остров делит реку на два русла. Правая протока маловодна. Левая протока разделена выходом основных пород надвое. Перепад в пороге до семи метров. Сложный заход при низкой воде. Единственный проход под скалой левого берега с прыжком через гряду камней в пенную бочку. Чтобы избежать прижима к скале левого берега необходимо тормознуться в бочке и резко уйти вправо, а затем влево по основной струе в четырехметровый водоскат с пенной бочкой, а затем по выходной шивере к левому берегу. |
Разведка, страховка, обнос и видеосъемка по левому берегу. Страховка веревкой за пенной бочкой на небольшом быстротоке перед выходной шиверой. Прошли два экипажа. |
Порог Прорыв |
н/к может быть 6+ |
150 м |
Каньон. Порог Прорыв начинается через 600 метров от Эдика. Ширина русла в каньоне до 10 метров, сто метров быстротока. Ширина на водопадном участке 5 метров и водопад высотой 8 метров. Двадцать кубометров воды падает под углом 45-50о образуют мощную пенную бочку. Слева и справа от центра слива отбойные косые валы, а по центру свободное падение воды. Каменные карнизы, которые находятся под водой вдоль правого скального берега с вертикальными стенами могут быть очень опасны. Помимо сложного движения потоков, так могут быть каверны в скалах и яма от падающей воды, в которой можно застрять, оказавшись под падающей водой. Выход с пенного котла безопасен. |
Чалится для осмотра и обноса в заливчике на левом берегу в 100 метрах от начала каньона. Тропа подходит к самому водопаду. Очень длинный и тяжелый обнос по левому берегу. Страховку при помощи веревки необходимо организовать на небольшой площадке у самого водопада. Для этого необходимо применить альпинистскую технику. Страхующие сами должны себя застраховать при помощи веревок и карабинов, применить обвязку. Опасно страховать когда мокрые камни. Кино-фото можно также организовать со смотровой площадки или спуститься со скалы ниже водопада метров 20. Обнос можно делать и по правому берегу. Необходимо зача-литься перед самым каньоном, но для этого нужно нала-дить страховку при помощи основной веревки. Обнос по правому берегу будет намного коро-че и легче. Прошли порог Червонецкий и Таран. Чистое первопрохождение. |
Порог Подушка |
4-5 |
250 |
Порог Подушка находится в километре от Прорыва в конце каньона. Русло реки сужается до 8 метров. Огромный обливной камень в виде подушки перегораживает больше половины русла, образуя слева и справа множество косых валов и бочек, а за камнем мощнейшая пенная бочка с косым валом слева и сложная выходная шивера через 10 метров. |
Осмотр, обнос и страховку можно делать как по левому, так и по правому берегам. Мы отдаем пред-почтение правому. Страховку удобно организовать на небольшом быстро-токе за пенной бочкой. Прошли два экипажа. К-2 был на грани переворота. Радиальный выход. |
Вид препятствия |
Категория трудности |
Длина препятствия (м) |
Характеристика препятствия (ориентиры, характер, наименование и т.п.) |
Путь осмотра, обноса, страховки, кино-фото съемки |
Порог Кюри |
4 |
400 |
Порог Кюри начинается от самого брода. Вначале мелкая крутая шивера. Русло сужается, уклон возрастает. Обилие валунов образуют сливы, бочки. Трудно при малой воде лавировать среди хаоса обливных и надводных камней. В конце порога остров делит русло пополам. Левая протока более полноводная, имеется четко выраженный слив. Правая забита камнями |
Осмотр, обнос, страховка по правому берегу. Прошли два экипажа. |
Порог Пятый Падун |
5+ |
400 м |
Порог Пятый Падун начинается через два километра от автотрассы, уходящей вправо. Русло шириной до 40 м. входная шивера 150 м, сложная при прохождении из-за нагромождения камней, русло сужается до 20 м, а затем до 10 м. Уклон воз-растает, перепад до 7-8 метров на длине 30 м. Скальный створ шириной 10-12 метров на правом повороте. Образуемый скальным выступом с правого берега и большим черным камнем слева. Мощная бочка по центру тормозит судно и не дает сделать маневр. Сильный поток образует мощней-ший прижим под правым скальным берегом с кру-тым валом. Он срывается в слив высотой 3 м и в пенный котел. Выходная шивера более 200 м требует маневра. |
|
Шивера Плюшка |
3 |
400 |
Начинается на правом повороте Западной Лицы перед автомобильным мостом. Широкое русло с четко выраженными сливами. Имеется место для маневра. Идется без разведки. |
Осмотр с воды. Линия движения с воды. Прошли все два экипажа. |
Порог Шампанский |
3 |
140 |
Порог Шампанский начинается в двух километрах сплава от моста. Сложный заход по нашей воде. Река прорывается через скальную гряду, образуя выход коренных пород, водопадные сливы около метра в косых воротах. На выходе мелкая шивера. |
Разведка порога по левому берегу. Страховка по левому берегу. Прошли два экипажа. |
Порог Падун Четвер тый |
4+ |
120 |
Порог Четвертый Падун начинается через 800 м после Шампанского. Ширина русла 20 м. На входе сливы через гряду камней высотой 0,8. Метров через 10 вторая ступень образована скальными выступами высотой 1м. Короткая шивера заканчивается водопадным сливом под левым берегом и водоскатом под правым, образуя мощную пенную бочку. Возможен проход под левым берегом и центром. Но в нашу воду это не реально, можно порваться. За порогом длинная мощная шивера. |
|
Порог Третий Падун |
4+ |
150 |
Третий Падун находится в 1 км от Четвертого. Сужение реки до 15 м при прорыве через горную гряду. Порог начинается шиверой с мощными сливами и надводными и обливными камнями в русле. Пульсирующий бугор делит реку пополам. От него влево водопадный слив высотой 2 метра с падающей водой, а справа водоскат с большим уклоном. Черный обливной камень в подпорожье по центру очень опасен для оболочки катамаранов. Поток сваливается к правому берегу под скалу, образуя пенную яму. За порогом длинная выходная шивера, 400 м. |
|
Касскад из трех шивер «Сюр-приз» |
3+ |
|
|
|
Порог Второй падун |
4 |
200 |
Порог Второй Падун начинается сразу после шиверы. Двадцать метров быстротока и русло реки перегораживают коричневые плиты с левого берега, образуя узкий проход между плитами и огромным камнем в центре потока. Правая половина забита камнями. Надводные и множество обливных камней образуют косые сливы с пенными бочками в узком русле с большим уклоном. В конце порога водоскат 4 метра образует пенную бочку в узком проходе. |
Разведка порога по левому берегу. Сплошные каменные плиты дают возможность подойти к самой воде и наладить эффективно страховку. Удобное место для киносъемки. Порог прошли два экипажа. |
Шивера Длинная |
3 |
1,5 км |
Шивера «Длинная» начинается через 50 метров после Второго Падуна. Ширина русла 20 метров. Большой уклон на всем протяжении. Хаотично разбросаны надводные и обливные камни создают трудности при маневре. Четко выраженные сливы с мощным потоком расположены ближе к правому берегу. Возможны посадки на камни. |
|
Порог Первый Падун «Забор ный» |
5 |
300 |
|
Разведка порога по правому и по левому берегам. Обнос груза по левому берегу. Страховку удобнее организовать на левом берегу за вторым водопадным сливом. При прохождении нужно учитывать направление потоков. Порог удачно расположен для кино-фото съемки. Видна вся панорама порога. Порог пройден двумя катамаранами. |
Раздел 4.2
Техническое описание маршрута.
29 июля.
Ночевали на ж/д вокзале, кто спал, а гулял по ночному Мурманску. Около 11-00 подъехала автомашина ГАЗ-66, мы погрузились и отправились в путь. Погода стояла не очень приятная, пасмурно, иногда мелкий моросящий дождь. Первые километров 90 мы ехали по хорошей асфальтной дороге, а когда свернули на грунтово-каменистую дорогу это стало для нас кошмаром, наши рюкзаки летали вместе с нами от одного борта к другому, хорошо что кузов был крытый, а то пришлось бы собирать некоторые вещи по тайге.
Примерно через 10 км мы пересекли р. Западная Лица. Уровень воды в реке нас не обрадовал, но мы надеялись, что дожди дадут о себе знать. После долгой изнурительной езды мы подъехала к р. Титовка. Мост в этом месте разрушен, но ГАЗ-66 свободно переехал на противоположный берег и вдоль Титовки мы поехали вверх по направлению к железной дороге. Грунтовая дорога в этом месте не такая каменистая и мы довольно быстро проехали последние 15 км. Почти 7 часов добирались из Мурманска. Высадились мы в километре выше ж/д моста на левом берегу р. Титовка. Последствием езды по каменистой дороге было то, что много продуктов приобрело ненужную форму. По-прежнему мелкий моросящий дождь, много комаров. Лес для постройки катамаранов в этом месте имеется, но у нас каркасы дюралевые.
Разбив лагерь и перекусив мы начали подготовку к маршруту. Световая ночь позволяет нам работать допоздна. Назавтра запланирован радиальный выход в верховье р. Титовка. Спать легли около часа ночи.
30 июля.
Подъем в 8-00. Завтрак. В 10-30, оставив двух дежурных в лагере, мы вышли с целью исследовать верховье р. Титовки и её окрестности. Дождь прекратился, но пасмурно. Меньше чем за километр какое-то заброшенное строение, на карте обозначено как подсобное хозяйство. Далее по накатанной тропе мы подошли к месту, где сливаются р. Валасйоки и р. Титовка. В месте слияния эти две реки имеют расход примерно 13-14 кубов. Поднялись вверх до озера, рыбаки попытались поймать рыбу, но безуспешно, видимо нужна другая наживка.
Возвращались обратно по берегу озера. Пройдя два километра вдоль озера, мы свернули на уже знакомую тропу. На месте были в 16.30.
31 июля.
Стартуем в 11.00. (фото № 1) Пасмурно, но не холодно + 16 С. Много комаров. Проходим под мостом, ширина реки около 40 метров. По правому берегу старый забор из колючей проволоки. Проши несколько перекатов и простых шивер. В 12.30 подошли к небольшому острову. Левая протока маловодна. В правой протоке нагромождение камней с узкими проходами для наших катамаранов. Пришлось протискиваться, иногда делать проводки. Прошли под ЛЭП, а через четыре километра дошли до знакомого брода. Перекус и пошли дальше. Вошли в оз. Лайа, придерживаясь левого берега. Рыбаки попытались ловить рыбу и поймали несколько форелей. Остановились на ночевку на левом берегу озера. Красивые места. Тихо, безветренно, много комаров. Рыба ловится.
1 августа.
Вышли на воду в 12-00. Пасмурно, иногда моросит мелкий дождь. Прошли оз. Лайа и вошли в речку. Русло шириной 40-50 метров с мелкими перекатами, постепенно сужается до 30 метров, уклон возрастает, начинаются шиверы. Разведку делали по правому берегу. Моросящий дождь прекратился, начали появляться просветы. Прошли первую шиверу, лавируя между камнями, хаотично разбросанными по всему руслу. Каждый катамаран минимум 4-5 раз садился на камни. За первой сразу начинается вторая шивера «Островная». Русло разделено островом. Правая протока мелкая, основной поток уходит к левому берегу. Осмотр шиверы по правому берегу и с острова. Проходили шиверу под правым скальным берегом, а затем через центр уходили под левый берег, четко работая, так как вода сливается с обливных глыб, образуя косые валы и пенные ямы. Страховку организовали за основным сливом на острове. Схема № 1. Фото № 2 - 6
За «Островной» сразу две длинные шиверы. Разведку делали с воды. Проходили со взаимостраховкой, часто выходили для проводки катамаранов, так как шли с грузом.
За шиверами река разливается, образуя широкие озерные участки. Остановились на ночевку в конце озера, перед шиверами, на левом берегу. Рыбаки ловят форель и кумжу. Моросящий дождь прекратился.
2 августа.
Подъем в 8-00. завтрак. Небольшая облачность. Идем осматривать прохождение первой шиверы. После осмотра приняли решение вещи обносить и идти налегке. Сложная шивера со значительным уклоном, с обилием надводных и обливных камней. Проходили шиверу из-под правого берега с резким уходом под левый, лавируя между камнями. Страховку с левого берега организовали в середине шиверы на самых опасных участках.
Схема № 2. Фото № 7,8
В конце шиверы сложный выход из-за нагромождения камней и разлива реки до 60 метров. Мы уходили ближе к правому берегу, там безопаснее и можно сделать проводку в случае посадки на камни. Чалились к левому берегу возле нашего груза.
Метров через 500 начинаются длинные шиверы, при нашей воде они усложняются, так как приходится крепко поработать физически и технически. Каскад из четырех шивер мы проходили с грузом. Линию движения выбирали с воды. Проходили по очереди со взаимостраховкой. Часто приходилось садиться на камни. После шивер русло разливается до 150 метров, глубина низкая, приходится делать проводки на двухкилометровом участке.
Перед оз. Титовское сделали перекус. Ловится кумжа и форель. Озеро Титовское начинается множеством островов и тянется шесть километров длиной. В конце озеро сужается и при выходе с озера начинается порог «Эдик». Русло реки делится на две протоки длинным островом (остров на карте не обозначен), правая протока в нашу воду мелководная. Мы остановились на ночевку на левом берегу перед «Эдиком». Небольшая облачность, тепло, комаров не много.
3 августа.
Проснулись в 8-00. погода как по заказу, солнечно + 20о С. Мы стоим базовым лагерем целый день. У нас по плану прохождение Эдика и радиальный выход с целью разведать аварийные выходы с маршрута к ближайшей дороге.
Разведку Эдика делали по левому берегу. После осмотра порога решили сформировать один усиленный экипаж для его прохождения. С катамарана № 1 два человека и с катамарана № 2 тоже два человека, а проходить на катамаране № 1. В число сборного экипажа вошли Марковский, Криворучко, Таран и Червонецкий.
При нашей воде «Эдик» сложный своим заходом. После подготовки в 12-30 мы начали прохождение порога.
Заходили в порог из-под левого берега. Пройдя двадцатиметровый участок быстротока вдоль левого берега мы уходили вправо, пройдя метров десять вдоль скалы, которая отходит от левого берега и заканчивается на середине русла, мы резко падаем влево с каменной плиты, которая образует пенную бочку справа и мощный поток слева (и это в узком трехметровом проходе) с сильным навалом на скалу, которая расположена в четырех метрах от слива. Мы как запланировали, так и прошли. Правым баллоном попали в пенную бочку, нас тормознуло, с нашей помощью, а дальше ушли вправо от прижима на скалу. Обойдя выступ скалы уходили резко влево по потоку, падая в четырехметровый водоскат с мощной пенной бочкой, за бочкой поток воды наваливается на огромный обливной камень слева, который ниже бочки в 10-12 метрах.
Чалились за порогом к левому берегу перед шиверой.
Страховку организовали в двух местах. Одна точка была на плите при входе в порог, а другая точка за порогом перед шиверой. После успешного прохождения порога усиленным экипажем мы поняли, что не такой уж страшный этот Эдик. После обноса катамарана прошли порог экипажи: вначале первый, а затем второй по тому же пути.
Схема № 3 Фото № 10 – 22.
Катамараны оставили на берегу между порогом и шиверой в поле видимости с территории лагеря.
После обеда, немного отдохнув, оставив дежурных в лагере, мы отправились знакомиться с окрестностями и подходами к Прорыву. Вышли в 17-00. Накатанная тропа вдоль левого берега то уходит вверх, то спускается к реке. Пройдя метров четыреста, основная тропа уходит влево, подымаясь вверх обходя каньон, видимо по этой тропе обносятся туристы-водники. Вторая небольшая тропка подходит к Прорыву.
Подход к Прорыву по тропе, а затем по скалам и плитам не безопасен, особенно в мокрую погоду. Нам с погодой на этом участке маршрута повезло, и мы без проблем подошли к водопаду. Около 20 кубов воды падает с высоты восьми метров в пенный котел при ширине пяти метров в каньоне. Походили, подискутировали и пошли дальше.
Пройдя километр от Прорыва подошли к порогу «Подушка», вначале не приняв порог за серьезный. От Подушки мы повернули влево по накатанной тропе, которая резко перешла в грунтовую дорогу, ведущую к автотрассе. На карте дорога не обозначена. Мы подходить близко к автотрассе не стали, не хотелось лишний раз иметь дело с пограничниками. На обратном пути насобирали немного подосиновиков. В лагерь пришли около 20-00.
4 августа.
Подъем в 8-00. Завтрак. Небольшая облачность. Собираемся, в 10-00 обносим груз. Шиверу проходим налегке. Русло забито камнями, но без груза шивера проходится просто.
Загрузили вещи и через 10-15 минут мы чалились к левому берегу перед Прорывом.
Выгрузили груз для обноса. Один катамаран переправился на правый берег для разведки. По правому берегу тропы нет, но обнос будет намного короче и легче – сообщили по возвращению разведчики. При помощи подстраховки веревкой мы переправились на правый берег, обнесли груз за Прорыв. Обнос действительно оказался короче раза в четыре. Но для окончательного решения о прохождении Прорыва мы вновь переправились на левый берег, так как подойти к водопаду по правому берегу очень трудно. Проходить этот порог имеют право только три человека: Марковский, Червонецкий и Таран. Было принято решение идти в водопад на катамаране № 1 двум участникам похода Червонецкому и Тарану, используя четырехместный катамаран как двойку. Второй катамаран обнесли за Прорыв и организовали страховку снизу в подпорожье. Второй пост страховки организовали на смотровой площадке, застраховавшись при помощи основной веревки.
Когда с подготовкой было покончено, была дана отмашка сигнальщика и в 13-15 Червонецкий и Таран стартовали. Пройдя метров сто быстротока в узком русле, экипаж зашел в водопад строго по центру, свободное падение менее двух секунд и катамаран с двумя гребцами оказался в пенном котле. Сильный звук металла заставил нас насторожиться, но когда через секунды 3-4 катамаран с гребцами начал всплывать, мы вздохнули с облегчением. Чистое первопрохождение Прорыва зафиксировано в 13-15 Винницкими туристами-водниками. Фото № 25,30.
Страхующие и фотографы налегке обошли каньон где были подобраны и перевезены с левого на правый берег. При осмотре катамарана оказались согнуты и смещены поперечные трубы. Вот из-за чего был сильный звук металла. Оказывается, в пенном котле по правому берегу имеется подводная скала или уступ. Два удара об скалу не дали возможности катамарану нырнуть глубже, может быть это и позволило не перевернуться, кто знает?
Загрузив вещи на катамараны, мы пошли дальше, меньше километра и мы перед порогом Подушка. Пристали к правому берегу для осмотра и обноса. Груз обнесли за порог, там и наметили место для ночевки. После осмотра порога и организации страховки мы начали прохождение Подушки. Русло реки сужается до 10 метров. Заходим из-под правого берега. Метров 50 быстротока и поток уходит под левый берег. Преградой на пути становятся подводные и обливные камни, а зайти в слив нужно чисто. Пропускаем обливные камни между баллонами. Через десять метров русло реки перегораживает подводная плита, правая сторона наполовину голая, прохода нет, опасно, можно порваться. Весь поток устремляется под левый берег к коренным породам. В сужении русла мощный водоскат через каменную плиту образует мощную бочку с косым пульсирующим валом, при прохождении, этого всего не миновать. Проходим по центральному сливу. Первый катамаран правым баллоном попадает на самую верхушку пульсирующего вала, при падении в бочку корму так подбросило, что задний правый вылетел из седла, но, правда, на катамаране удержался. Второй катамаран зашел в слив немного левее. Левый баллон попал в косой мощный вал под левым берегом, а правый баллон оказался в пенной бочке, в результате прыжок был такой, что правый задний гребец вылетел за борт, а катамаран был на грани переворота, его поставило почти на ребро, гребец успел схватиться за борт катамарана и занять свое место. Схема № 4 Фото № 31 – 35.
Чалились к правому берегу перед шиверой. Страховку организовали за порогом на правом берегу. Перекус. Небольшой отдых и у нас запланирован радиальный выход. В 16-30, оставив дежурных, мы выходим и берем курс на восток. Пройдя один километр мы вышли к небольшому озеру, попытались ловить рыбу, но безуспешно. Метров через пятьсот вышли на старую заброшенную дорогу, повернули на юг и по дороге дошли до старого заброшенного деревянного домика. Никакого присутствия людей не было нами замечено. С этого места видна круговая панорама, оз. Титовское было как на ладони и мелкое движение на автостраде. Мы очень устали после трудного дня и решили возвращаться домой. Пришли в лагерь около 21-00. это последняя ночевка на Титовке.
5 августа.
Подъем в 9-00. солнечно. Стартуем в 11-00. От Подушки до моста несложные шиверы и перекаты. В 13-30 подошли к мосту. Причалили к правому берегу перед мостом, это конец маршрута по р. Титовка.
Вышли на дорогу к КПП пограничников. Там нас уже ждали. Они даже знали, что мы прошли Прорыв. Проверив наши паспорта, нас попросили отойти на 50 метров от шлагбаума. Пока мы ждали машину, то смогли подзарядить на КПП мобильные телефоны и аккумуляторы от кинокамер. Машина ГАЗ-66 приехала в 15-30, погрузили вещи, катамараны привязали наверху буды. В 16-00 мы отправились на р. Западная Лица.
Пятьдесят пять километров по отличной дороге и десять километров по уже знакомой нам каменной дороге мы доехали за три часа. Выгрузились перед порогом «Кюри». Солнечно, много комаров. Володя Таран поймал килограммовую кумжу, в этом месте много грибов, так что ужин у нас был королевский.
6 августа.
Подъем в 9-00. Небольшая облачность. У нас техническая дневка. Небольшой ремонт потрепанных катамаранов. Радиальный выход - с целью разведать канал, который вытекает из озера и на котором обозначены десяток препятствий. Вышли в 11-00 после завтрака. Решили идти по знакомой дороге. Ехать в машине по камням и буреломам было намного хуже, чем сейчас идти пешком. Пять километров по дороге и мы повернули перед озером вправо, а затем вдоль озера подошли к каналу, который вытекает нешироким руслом со значительным уклоном и множеством хаотично разбросанных камней. Расход воды в канале около четырех кубов при ширине не более восьми метров. При большой воде этот участок был бы хорошим тренировочным полигоном перед основными порогами. В конце канала мы повернули направо, и вышли на дорогу. В 16-00 пришли домой и сразу попали на обед. Отдохнув немного, мы закончили подготовку к завтрашнему сплаву, а затем ловили рыбу, собирали грибы. После ужина немного уставшие отошли ко сну.
7 августа.
Подъем в 8-00. небольшая облачность. Завтрак. Стартуем в 10-00. нам сразу предстоит пройти порог «Кюри». Вещи обнесли за порог, по правому берегу. Прохождение порога с грузом при нашей воде не реально. Заходили в порог по центру со смещением вправо, где собирается основной поток, затем постепенно основной поток смещается по левый берег, вдоль берега имеются проходы между обливными и надводными камнями. Проходили по основному потоку, крепко работая, выписывая слалом. Остров, который делит речку на два рукава, оставляли справа. Левая протока более полноводная и имеется четкий выход с порога. Страховку организовали в середине порога на самом опасном участке. Фото № 36,37.
Чалились за порогом к правому берегу. От порога «Кюри» прошли еще несколько несложных шивер и русло реки расширилось, местами более чем на 500 метров. В 13-30 подошли к Чертовому Перевалу и остановились на правом берегу в 200 метрах от дороги. Хороший песчаный берег. Разбили лагерь. Дежурные приготовили перекус. Небольшой отдых и в 16-20 выходим, чтобы совершить радиальный выход к братским могилам. От дороги к Чертовому перевалу множество троп. Идем в направлении озера, которое расположено справа от перевала. Братские могилы через каждые 300-400 метров, земля изрыта окопами и землянками. От озера повернули наверх, в сопки. Наверху сохранились траншеи и огневые точки. Домой вернулись в 19-30. поужинали и спать.
8 августа.
Подъем в 8-00. Завтрак. Солнечно +18-20о С. Стартуем в 10-30. русло реки шириной до 50-60 метров. Проходим несколько простых шивер, иногда делаем проводки. Справа от нас параллельно проходит дорога. Река разливается до 100 метров, течение около 2 км/час, мелкие перекаты. Далее дорога уходит от нас, река поворачивает влево, русло сужается, много глубоких ям. Через три километра мы подошли к Пятому Падуну – самому сложному порогу на Западной Лице. Остановились на левом берегу перед порогом и сразу пошли осматривать порог, ведь интересно. Перед порогом ловится рыба. В 13-30 мы перекусили и в 15-00 вышли из лагеря, держа путь на г. Кат к пещерам. По небольшим тропам мы вышли к грунтовой дороге, пересекли ее и поднялись в сопки, а там вдоль небольшого ручья дошли до озера, расположенного в двух километрах от вершины горы. Очень красивое высокогорное озеро, но без рыбы. Искупавшись в озере, мы дальше не пошли (сказалась усталость) и повернули назад. Домой вернулись в 20-00, принеся много грибов. Ужинали под тентом, так как началась сильная гроза, но в течении часа она прекратилась.
9августа.
Подъем в 8-00. небольшая облачность, +18о С. Завтрак. Обносим груз за порог. Хорошая тропа по левому берегу. При осмотре порога было видно некоторый мандраж у участников. Входная шивера была так забита камнями, что казалось прохода нет, но присмотревшись повнимательней мы выбрали хорошую и единственно правильную линию движения, для этого необходимо было пропустить обливной камень под правым берегом между баллонами. Страховку организовали между порогом и выходной шиверой на небольшом быстротоке. В 12-40 начали прохождение Пятого Падуна. Первым стартовал катамаран № 2. Заходили в шиверу по основному сливу справа налево, а затем по струе смещались к правому берегу, обходя обливные и надводные камни. В середине шиверы отработали резко вправо, а за большим камнем, смещаясь правее, прошли между двумя надводными камнями, пропустив между баллонами обливной камень, далее по потоку возле правого берега, преодолевая косые валы и пенные бочки. Весь основной поток собирался под правым берегом, русло сужалось, мощный прижим к правому берегу прижимал катамаран к скалам. При попадании в первый пенный котел катамаран удержался, его не развернуло, но торможение было сильным. После первой бочки гребцам удалось направить судно в водопадный слив и катамаран вошел в пенный котел вместе с гребцами. Удар при падении в котел был очень сильным, правые гребцы еле удержались на месте. Фото № 39,43.
Чистое прохождение. Катамаран № 1 стартовал в 13-30. Прохождение порога шло по плану, но только до первой ямы. Катамаран зашел в первую бочку чуть правее, его немного развернуло и направило нос к берегу. Сколько гребцы не упирались, но оказались бессильны перед мощным потоком. Катамаран правым баллоном зацепил скалу, из-за этого его отбросило назад, мощный отбойный вал помог развернуть неуправляемое судно и свалиться в пенный котел. Чудом удалось избежать переворота. Фото № 44 – 49. Схема № 5.
Итак, винницкие туристы-водники прошли и этот порог. Чалились за порогом к левому берегу перед выходной шиверой.
Последствие прохождения Пятого Падуна – сломана продольная труба правого баллона.
Пока дежурные готовили перекус, ремонтники занялись ремонтом первого катамарана. В передней части баллона наложили бандаж, таким образом заменили сломанную трубу деревянной. От Пятого Падуна выходим в 17-00. проходим несколько несложных шивер, а далее плес пять километров. Перед мостом в километре шивера Плюшка. Проходим сходу. Перед нами автомобильный мост, а через километр порог Шампанский. Осматривали порог по левому берегу. Сложный заход и маневр в пороге. Проходили возле левого берега. Страховка в середине порога веревкой. Через 800 метров мы подошли к Четвертому Падуну и стали на ночевку на левом берегу перед порогом. Погода хорошая, небольшая облачность +18-20о С. Вечером праздничный ужин с красной рыбой, в честь прохождения Пятого Падуна двумя катамаранами.
10 августа.
Подъем в 8-00. Завтрак. Пасмурно +16о С. Стартуем в 10-00. Обносим груз за порог по левому берегу, а затем переезжаем на правый берег для окончательного осмотра и выбора линии движения. Стартуем от правого берега. Первый катамаран занял пост страховки за порогом на правом берегу. Заходили в порог по центру, прыгая через каменную плиту, а затем резко вправо по потоку, который стремится к правому скальному берегу.
Через 10 метров второй скальный уступ, который проходили ближе к правому берегу, обходя обливные камни, а затем по мощному потоку проходим водоскат с крутым падением и попадаем в мощную пенную бочку. Опасный черный зуб, который еле заметно выступает из воды, оставляли справа. Чалились за порогом к левому берегу. Страховку первого катамарана организовали на левом берегу перед выходной шиверой. Катамаран № 1 проходил порог по такому же пути, как и катамаран № 2, правда чуть левее, подальше от скалы. Два катамарана порог прошли успешно. Фото № 50 – 58. Схема № 6. За Четвертым Падуном длинная мощная шивера, сложная при прохождении. Шиверу предварительно разведали и решили проходить с грузом. Прошли без проблем.
Через 800 метров порог Третий падун. Чалимся к правому берегу для разведки порога. Груз обнесли за порог по правому берегу. Страховку организовали за порогом, на участке небольшого быстротока. На страховку стал катамаран № 2. В 12-10 катамаран № 1 начал прохождение порога. Заходили в порог по центру русла со смещением к левому берегу, обходя обливные камни в узком русле. Мы по плану должны были держать корму ближе к левому берегу и таким образом пройти порог рядом с водопадным сливом, оставив черный зуб, который находится в подпорожье справа. У нас все вышло наоборот: не сработались – вместо кормы к берегу был направлен нос и это в пяти-шести метрах от водопада, нас могло лагом занести в водопад и был бы стопроцентный переворот с вытекающими последствиями. Мы очень быстро среагировали на создавшуюся ситуацию. Была дана команда на разворот и прохождение водопадного слива кормой. Прохождение получилось настолько эффектным, как будто так было запланировано. Фото № 61 – 66.
Теперь мы поменялись ролями: катамаран № 1 занял место страховки, а катамаран № 2 пошел на старт. Проходили по сливу, лавируя между обливных камней, держа курс на пульсирующий водяной бугор, в свободном падении пролетели над водоскатом без эффекта, немного задев левым баллоном черный камень в подпорожье, но все обошлось. Схема № 7 Фото № 59,60, 67,68,69.
Чалились к правому берегу перед шиверой. В этом месте туристские группы заканчивают походы по р. Западня Лица. Мы же продолжили наш маршрут, так как у нас имеется разрешение. Далее наш сплав проходит в рамках первопрохождения. Длинную мощную шиверу мы прошли сходу, линия движения просматривается с воды, но не нужно расслабляться, значительный уклон в нешироком русле может привести к последствиям. Через 300 метров остров делит реку на два рукава, правая протока маловодная, основной поток уходит влево. Чалились к левому берегу для разведки. Проходим шиверу двумя катамаранами. Через метров 400 вторая шивера. Разведку делали по левому берегу. Проходили под левым берегом, а затем смещались ближе к центру. Сложный выход, требуется разведка. Страховка с левого берега за шиверой. Через двести метров начинается третья шивера. По сложности она заслуживает внимания. Плавный правый поворот, мы чалились к правому берегу для разведки. Страховку организовали за шиверой перед Вторым Падуном вначале на правом берегу, а затем на левом. Проходим шиверу под правым берегом, именно здесь собирается основной поток. Узкие проходы при значительном уклоне требуют маневра. Первый катамаран при выходе поставило лагом, но общими усилиями удалось оттолкнуться от камня и направить судно в нужное русло. Второй катамаран прошел чисто. Фото № 70 – 76. Схема № 8.
Чалились к левому берегу перед Вторым Падуном. Разбили лагерь, организовали перекус. Радиальный выход на г.238 начали в 16-00. хорошая тропа уходит влево от реки, километра через два лес заканчивается, начинаются сопки. К подножью горы идет накатанная тропа, которая ведет к автотрассе, а нам нужно вправо на вершину. Поднявшись на гору с южной стороны, мы спустились в восточной части и у подножья повернули направо, выйдя на уже знакомую тропу. По дороге попали в морошковое царство. Домой пришли около 21-00 и даже дежурных накормили морошкой. Ужин был как всегда с рыбой и грибами.
11 августа.
Подъем в 9-00. Небольшая облачность, +18о С. Завтрак. В 12-00 обносим груз за порог. Еще раз просмотрели. Пост на страховке занял экипаж катамарана № 2, в удобном месте на левом берегу ниже порога. Стартует катамаран № 1. Заходили в порог из-под левого берега. Огромный камень в центре. Плита, которая отходит от левого берега образует узкий проход. Заходили под углом возле большого камня, сваливаясь в мощный слив с пенной бочкой. Нагромождение обливных камней в узком русле с большим уклоном требует слаженности и четкой работы. Проходили по центру, уходя от обливных камней, преодолевая косые валы с пенными бочками. На выходе ширина русла до 8 метров, водоскат и мощная пенная бочка. Проходили по центру слива. Чалились к левому берегу. Катамаран № 2 прошел порог по намеченному плану, повторив линию движения первого экипажа. Схема № 9. Фото № 77 – 83.
Погрузили вещи и в 13-00 стартуем. Через 50 метров от порога начинается шивера «Длинная» с большим уклоном. Русло забито камнями, основной поток ближе к правому берегу. Линию движения выбираем с воды. Несколько раз садились на камни. Через два километра начинается порог-водопад Первый Заборный Падун. Чалились перед порогом к левому берегу. Разведали. Вещи обнесли за порог. Страховку организовали на левом берегу. Пост занял катамаран № 1. Cтарт в 15-40. Заходили в первый водопадный слив возле правого берега. По намеченному плану после первого слива катамаран должен был уходить вправо, обойдя черный камень слева, но потоком катамаран развернуло и поставило лагом, экипаж сориентировался и направил катамаран поперек русла, пройдя возле плоского камня, катамаран сполз с плиты в направлении левого берега. Схема № 10 Фото № 84 – 87.
Чалились к левому берегу. Катамаран № 1 стартовал в 16-30. пройдя первый водопадный слив экипаж удержал судно и не дал его развернуть. Поравнявшись с черным камнем катамаран был направлен в водопадный слив с пенной бочкой, проехавшись по обливным камням. Фото № 88 – 90.
Чалились к левому берегу. Дежурные организовали перекус. Немного отдохнув мы продолжили сплав. Прошли длинную несложную шиверу сходу, напряженно работая веслами, выписывая слалом. Через два километра железобетонный автомобильный мост. Чалимся вначале к левому берегу. Места для стоянки там не оказалось, пришлось переправляться на правый берег. Пока искали место, начался мелкий дождь, постепенно переходящий в затяжной. Место нашли в ста метрах от моста на старой грунтовой дороге, поросшей мелким кустарником. Натянули тент. Палатки ставили и ужин готовили под дождем.
12 августа.
Подъем в 7-00. Моросит дождь. Ночью дождь прекращался несколько раз. Холодно. Собираемся, катамараны будем сушить дома. Такой был классный поход. Пройдены все пороги, а концовка подвела. Выходим на дорогу. В 13-00 за нами прибыла машина, и мы отправились в г. Мурманск, у нас билеты на поезд, который отправляется в 20-00 на Киев.
Раздел 5
Итоги похода, выводы, рекомендации
Подводя итоги спортивного туристского похода по рекам Титовка и Западная Лица, можно с уверенностью сказать, что поход удался на все сто.
Нами пройдены все пороги, которые были на нашем маршруте.
Тактический план маршрута с прохождением двух рек по кольцевой схеме полностью себя оправдал.
Аварийные выходы с маршрута возможны как с Титовки, так и с Западной Лицы. Мы разведали эти варианты при радиальных выходах.
Если кто-нибудь захочет повторить наш маршрут и заказать автотранспорт, то необходимо четко спланировать график движения, чтобы договориться о дате и времени, так как в этом районе не везде имеется мобильная связь.
На реке Титовка ниже моста по описанию имеется два водопада «Мельничный каскад» и «Прощание словянки». Эти водопады не проходимы. Но если кто захочет провести экскурсию, то необходимо иметь пропуска, так как район приграничный.
Большой плюс путешествия в этом районе - полярный день. Нет проблем со временем. При встречном ветре озера можно проходить вечером и ночью.
Угадать с погодой очень важно. Мы почти угадали, а вот с водой не повезло, вода на двух реках была малая.
Наши рыбаки смогли воспользоваться возможностями и мы были с рыбой. Грибов и ягод также было предостаточно.
Для сплава по этим рекам лучше использовать катамараны двойки и четверки. Если опытные каякеры, то возможен сплав на каяках. Мы видели как на Титовке и Западной Лице каякеры и катамаранщики обносили пороги.
Служба рыбоохраны ничем себя не проявила, хотя полномочия у них серьезные и это необходимо учитывать. За весь маршрут мы их не видели.
Проблем на всем маршруте с местами для стоянок и с топливом для костра не было.
Порог-водопад Прорыв до сих пор еще полностью не изучен. Под пенной бочкой могут быть различные карманы, карнизы и выступы. При прохождении необходимо использовать все виды страховок, применяя альпинистские средства.
Туристам, имеющим сугубо карельско-карпатский опыт, лучше на Титовку и Западную Лицу не ходить. Им будет тяжело, придется обносить большую часть порогов.
Искусственные опасности по слухам создают браконьеры, ставя сети в подпорожьях. Мы не видели ни сетей, ни браконьеров. Но перед прохождением водопадов необходимо перестраховаться и проверить все выходы.
Все основные препятствия на маршруте считаются опасными. Вероятность аварии высока и группы должны своими силами и средствами организовать страховку и спасработы.
Техническая характеристика судов при прохождении шивер и водопадов при нашей воде соответствует при планировании аналогичных маршрутов. Есть конструктивные незначительные замечания.
Имелись замечания по личному снаряжению. Поставлен вопрос о приобретении надежных спасательных жилетов.
За время путешествия мы накопили ценную информацию по данному району, очень интересному для проведения массовых спортивных водных походов.
При планировании путешествий по рекам, которые текут в направлении Баренцево моря нельзя забывать, что район приграничный, а мы украинцы являемся гражданами иностранными.
Если кто-нибудь захочет сплавиться по нижним порогам Западной Лицы, то полную информацию Вы можете получить у руководителя группы этого похода. Могут возникнуть некоторые проблемы, а в отчете не все можно описывать.
Идея использовать кинокамеру вместо фотоаппарата не очень себя оправдала. Качество фотографий полученных с кинокамеры намного хуже.
Категория сложности порогов при разных уровнях воды будет меняться, в ту или иную стороны. Это также нужно учитывать при планировании маршрута.
Раздел 6
Приложения
Глава 1 «Перечень личного и группового снаряжения, состав ремнабора и медаптечки, оценка пригодности и рекомендации по использованию».
1.1. Личное снаряжение
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Примечание |
Рюкзак |
1 |
|
|
Спальный мешок |
1 |
|
|
Коврик |
1 |
|
|
Обувь на воду |
1 |
Кеды, кроссовки |
|
Обувь в поезде |
1 |
Легкие тапочки |
|
Обувь на берегу |
1 |
Легкие резиновые сапоги |
|
Костюм спортивный |
1 |
В дорогу |
|
Костюм х/б, болонья |
1 |
Повседневно на берегу |
|
Куртка утепленная |
1 |
|
|
Одежда для сна |
2 |
|
|
Носки разные |
4 |
|
|
Запасной набор белья |
1 |
|
|
Каска |
1 |
ежедневно |
|
Спасательный жилет |
1 |
ежедневно |
|
Костюм водника |
1 |
ежедневно |
|
Нож карманный |
1 |
ежедневно |
|
Личная посуда |
1комплект |
ежедневно |
|
Туалетные принадлежности |
1 комплект |
ежедневно |
|
Средство от комаров |
2 флакона |
ежедневно |
|
Мешки упаковочные |
5 |
50 х 110 см |
|
Индивидуальный пакет |
|
Необходимые личные препараты |
|
Паспорт |
|
|
|
Деньги |
|
|
|
Спички, зажигалка |
|
|
|
Всего: 14 кг |
1.2. Групповое снаряжение
Характеристика средств сплава
№ пп |
Средство сплава |
Вес кг |
Размеры |
Диаметр гондолы |
Объем на чел. |
Примечание |
1. |
К-4 Марковский А.Ф. |
42 с каркасом |
4,8 х 2,0 |
500 |
|
Самоделка |
2. |
К-4 Червонецкий В.П. |
48 с каркасом |
5,0 х 2,0 |
520 |
|
Самоделка |
1.3 Комплектация каждого судна
1.Чальные концы с карабином |
6.Ремонтный набор |
2.Насос |
7.Палатки |
3.Спасательный конец «Морковка» с карабином |
8.Медикаменты |
4.Весла + 1 запасное |
9.Топор |
5.Запасная веревка |
10.Карты, схемы, компас |
1.4. Список имущества
№ пп |
Наименование |
Вес |
Полезность |
Примечание |
1. |
Тент 5 х 5 |
2,5 |
нужен |
Ежедневно |
2. |
Спасательные концы |
1,8 |
нужны |
|
3. |
Веревка 8мм |
2,0 |
нужна |
Применяли на «Прорыве» |
4. |
Карабины 5 шт. |
0,5 |
нужны |
Применялись редко |
5. |
Рем. набор |
20 |
нужен |
Пригодилось |
6. |
Костровой набор |
3,8 |
нужен |
Ежедневно |
7. |
Топоры 2 шт. |
3,0 |
нужны |
Ежедневно |
8. |
Пила портативная |
0,2 |
нужна |
Применяли часто |
9. |
Медаптечка |
1,7 |
нужна |
Травм не было |
10. |
Весло запасное |
1,0 |
нужно |
Не пригодилось |
11. |
Видеокамера 2 шт. |
0,4 |
нужна |
Ежедневно |
12. |
Фотоаппараты 2 шт. |
0,3 |
нужны |
Ежедневно |
13. |
Палатки 4 шт. |
8.0 |
нужны |
Ежедневно |
14. |
Компас 2 шт. |
0,1 |
нужен |
При радиальных выходах |
15. |
Насос 2 шт. |
2,0 |
нужны |
Ежедневно |
16. |
Мобильные телефоны |
|
нужны |
Не везде имеется связь |
17. |
Рыболовные снасти |
5,0 |
нужны |
Это наши кормильцы |
1.5. Ремонтный набор
№ пп |
Наименование |
Количество |
Примечание |
1. |
Пассатижи |
1 |
Применяли |
2. |
Ножницы |
1 |
Применяли |
3. |
Шило |
1 |
Пригодилось |
4. |
Набор швейных игл |
комплект |
Применяли |
5. |
Изолента |
1 |
Не пригодилось |
6. |
Скотч |
1 |
Использовали весь |
7. |
Резина разная |
0,8 м.кв. |
Пригодилось |
8. |
Клей ПВХ и резиновый |
0,5 л |
Использовали весь |
9. |
Растворитель |
0,5 л |
Пригодился |
10. |
Наждачная бумага |
0,1 м.кв. |
Пригодилась |
11. |
Нитки разные |
4 катушки |
Пригодились |
12. |
Ножовочное полотно |
2 |
Не пригодилось |
13. |
Напильник плоский |
1 |
Пригодилось |
Всего 2 кг
1.6. В состав медаптечки входило
№ пп |
Наименование |
Назначение |
1. |
Активированный уголь |
Понятно |
2. |
Бетадин |
Антисептик. Обработка ран, аналогично йод |
3. |
Валидол |
Понятно |
4. |
Дексалгин |
Голова, зубы |
5. |
Индовазин |
Ушибы, растяжения (втирать) |
6. |
Кетанол в ампулах |
Сильное обезболивание |
7. |
Лопедиум |
Диарея |
8. |
Нимесил |
Жаропонижающее, противовоспалительное |
9. |
Но-Шпа |
Почечные колики, гастриты, холециститы |
10. |
Нокспрей |
Насморк |
11. |
Псило бальзам |
Раны, ожоги, укусы, снимает зуд |
12. |
Софредекс |
Ушные, глазные капли |
13. |
Таветил |
Против аллергии на укусы |
14. |
Хлорфилинт |
Антисептик. Полоскание горла при ангине |
15. |
Кетонал , ледокаин, таветил (в ампулах) |
Местная анестезия |
16. |
Стерильные шприцы, ланцеты, пинцет, ножницы. Йод, перекись, пластырь |
|
17. |
Бинты, салфетки, перчатки, спирт |
|
Глава 2. «Питание»
№ |
Наименование |
Количество |
Вес |
Общая стоимость |
Где покупали |
1 |
Гречка |
|
2,7 кг |
75 руб. |
Мурманск |
2 |
Рис |
|
5 кг |
182 руб. |
Мурманск |
3 |
Макароны |
|
6 кг |
232 руб. |
Мурманск |
4 |
Горох |
|
3 кг |
76 руб. |
Мурманск |
5 |
Тушонка |
16 шт. |
8 кг |
224 грн. |
Винница |
6 |
Колбаса с/к |
18 шт. |
9 кг |
485 грн |
Винница |
7 |
Сало |
|
8 кг |
240 грн. |
Винница |
8 |
Паштет |
16 шт |
4 кг |
140 грн |
Винница |
9 |
Картошка |
|
6,5 кг |
274 руб. |
Мурманск |
10 |
Капуста |
3 шт. |
7 кг |
165 руб. |
Мурманск |
11 |
Морковь |
|
4,2 кг |
115 руб. |
Мурманск |
12 |
Свекла |
|
1,6 кг |
77 руб. |
Мурманск |
13 |
Лук |
|
12 кг |
312 руб. |
Мурманск |
14 |
Чеснок |
|
0,2 |
120 руб. |
Мурманск |
15 |
Масло сл.. |
3 шт. |
1,5 кг |
84 руб. |
Мурманск |
16 |
Зелень |
|
0,2 кг |
80 руб. |
Мурманск |
17 |
Перец мол.,горош |
|
0,2 кг |
174 руб. |
Мурманск |
18 |
Петрушка |
|
Мурманск |
||
19 |
Лавровый лист |
|
Мурманск |
||
20 |
Укроп |
|
Мурманск |
||
21 |
Др. специи |
|
Мурманск |
||
22 |
Чай |
|
0,8 кг |
242 руб. |
Мурманск |
23 |
Кофе |
|
1 кг |
200 руб |
Мурманск |
24 |
Шоколад |
10 шт |
|
333 руб. |
Мурманск |
25 |
Лимон |
|
2 кг |
145 руб. |
Мурманск |
26 |
Соль |
|
4 кг |
28 руб. |
Мурманск |
27 |
Сахар |
|
5 кг |
152 руб. |
Мурманск |
28 |
Хлеб |
33 шт. |
|
516 руб. |
Мурманск |
29 |
Масло подсолнечное |
|
6 л. |
348 руб. |
Мурманск |
30 |
Мука |
|
1 кг |
28 руб |
Мурманск |
31 |
Сыр твердый |
|
1,4 кг |
209 руб. |
Мурманск |
32 |
Сухари |
по 2 бат. каждый засушил |
5 кг |
44 грн. |
Винница |
33 |
Печенье, пряники |
|
4,4 кг |
460 руб. |
Мурманск |
34 |
Конфеты |
|
1,5 кг |
124 руб. |
Мурманск |
35 |
Уксус |
1 шт. |
0,5 л |
17 руб. |
Мурманск |
Глава 3. «Весовые характеристики груза при выходе на маршрут и смета расходов при проведении похода»
1.1.Весовые характеристики
№ пп |
Наименование |
Вес на 1 чел. |
На группу 18 чел. |
1. |
Личное снаряжение |
14 кг |
112 кг |
2. |
Групповое снаряжение |
15 кг |
120 кг |
3. |
Продукты |
15 кг |
120 кг |
|
Всего : |
44 кг |
352 кг |
1.2. Смета расходов
№ пп |
Статьи расходов |
Средство передвижения |
На 1 чел. Грн. |
На группу Грн. |
1. |
Винница - Киев |
поезд |
26 |
208 |
2. |
Киев - Мурманск |
поезд |
938 |
7504 |
3. |
Мурманск-Титовка-Зап. Лица-Зап.Лица-Мурманск |
ГАЗ - 66 |
780 |
6248 |
4. |
Мурманск - Киев |
поезд |
1112 |
8896 |
5. |
Киев - Винница |
поезд |
28 |
224 |
6. |
Продукты питания |
|
296 |
2365 |
Глава 7. «Литература»
Заграничные туры и экскурсии. Организация активного отдыха. Водные, пешеходные, велосипедные и горнолыжные туры. Корпоративное обслуживание. Прокат и продажа туристического снаряжения. Страхование по Украине и за границу. Роуминг (TravelSim, Eureka, NovaSIM). |
Вінниця Все буде Україна! |
|